Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Гоготишвили, Л. А. - Соотношение между полифоническим романом М. Бахтина и музыкальной полифонией (замечания к проблеме)
Гоготишвили, Л. А. - Соотношение между полифоническим романом М. Бахтина и музыкальной полифонией (замечания к проблеме)
Статья
Автор: Гоготишвили, Л. А.
Вопросы философии: Соотношение между полифоническим романом М. Бахтина и музыкальной полифонией (замечания к проблеме)
б.г.
ISBN отсутствует
Автор: Гоготишвили, Л. А.
Вопросы философии: Соотношение между полифоническим романом М. Бахтина и музыкальной полифонией (замечания к проблеме)
б.г.
ISBN отсутствует
Статья
Гоготишвили, Л. А.
Соотношение между полифоническим романом М. Бахтина и музыкальной полифонией (замечания к проблеме) / Л. А. Гоготишвили // Вопросы философии . – 2019 . – 03 . – С. 142-156. - Сведения об авторе статьи: с. 143. Примечания: с. 151-154. Источники и переводы: с. 154. Ссылки: с. 155. Описание статьи на англ. языке: с. 155-156. Предисловие к публикации СС. Неретина: с. 142.
В статье речь идет о путях развития полифонии как в музыкальном, так и в литературном творчестве. По мнению автора данной статьи, в период разработки теории полифонии М.М. Бахтин ориентировался не только на литературный процесс, но и на ситуацию в современной музыке. Поиски Бахтина в области литературной полифонии во многом перекликаются с музыкальной теорией и практикой А. Шёнберга. Бахтин, как и Шёнберг, ищет выход из кризиса на путях преодоления исчерпавших себя монологических форм. В частности, теория Бахтина предусматривает отказ от доминирования всеведущего автора, чему соответствует принципиальный отказ Шёнберга от монотональности в пользу атональности (или пантональности). Если ограничение власти автора в теории Бахтина приводит к эмансипации героев с их автономными голосами, то отказ Шёнберга от монотональности приводит к эмансипации диссонанса. Предусмотренное в теории Бахтина «проведение темы по многим и разным голосам» соответствует используемому в додекафонии серийно-двенадцатитоновому методу. Все эти – и многие другие – черты сходства между Шёнбергом и Бахтиным свидетельствуют о том, что, создавая теорию полифонического романа, Бахтин ориентировался в музыкальной сфере не столько на полифонию Баха, создавшую, скорее, предпосылки для воцарения монотональности, сколько на полифонию Шёнберга, нацеленную на преодоление музыкальной монотональности, аналогичное преодолению монологизма в бахтинском полифоническом романе. Статья подготовлена к публикации на основе архивных материалов С.С. Неретиной.
общий = Персоналия русская и советская : Бахтин Михаил Михайлович
общий = Австрия : персоналия : Шенберг А.
общий = Персоналия русская и советская : Достоевский Ф.М. : Достоевский и писатели
общий = Германия. Персоналия : Бах Иоганн Себастьян
Гоготишвили, Л. А.
Соотношение между полифоническим романом М. Бахтина и музыкальной полифонией (замечания к проблеме) / Л. А. Гоготишвили // Вопросы философии . – 2019 . – 03 . – С. 142-156. - Сведения об авторе статьи: с. 143. Примечания: с. 151-154. Источники и переводы: с. 154. Ссылки: с. 155. Описание статьи на англ. языке: с. 155-156. Предисловие к публикации СС. Неретина: с. 142.
В статье речь идет о путях развития полифонии как в музыкальном, так и в литературном творчестве. По мнению автора данной статьи, в период разработки теории полифонии М.М. Бахтин ориентировался не только на литературный процесс, но и на ситуацию в современной музыке. Поиски Бахтина в области литературной полифонии во многом перекликаются с музыкальной теорией и практикой А. Шёнберга. Бахтин, как и Шёнберг, ищет выход из кризиса на путях преодоления исчерпавших себя монологических форм. В частности, теория Бахтина предусматривает отказ от доминирования всеведущего автора, чему соответствует принципиальный отказ Шёнберга от монотональности в пользу атональности (или пантональности). Если ограничение власти автора в теории Бахтина приводит к эмансипации героев с их автономными голосами, то отказ Шёнберга от монотональности приводит к эмансипации диссонанса. Предусмотренное в теории Бахтина «проведение темы по многим и разным голосам» соответствует используемому в додекафонии серийно-двенадцатитоновому методу. Все эти – и многие другие – черты сходства между Шёнбергом и Бахтиным свидетельствуют о том, что, создавая теорию полифонического романа, Бахтин ориентировался в музыкальной сфере не столько на полифонию Баха, создавшую, скорее, предпосылки для воцарения монотональности, сколько на полифонию Шёнберга, нацеленную на преодоление музыкальной монотональности, аналогичное преодолению монологизма в бахтинском полифоническом романе. Статья подготовлена к публикации на основе архивных материалов С.С. Неретиной.
общий = Персоналия русская и советская : Бахтин Михаил Михайлович
общий = Австрия : персоналия : Шенберг А.
общий = Персоналия русская и советская : Достоевский Ф.М. : Достоевский и писатели
общий = Германия. Персоналия : Бах Иоганн Себастьян